Учимся узнавать о делах и настроении ребенка в школе без допроса с пристрастием
Окунувшийся в школьную жизнь ребенок со временем начинает отдаляться от мамы с папой в силу разных причин. Занятость родителей, проблемы в школе, отсутствие полноценного контакта с самыми близкими людьми — причины, по которым ребенок замыкается в себе, и школьные (иногда весьма серьезные) проблемы целиком и полностью ложатся на детские хрупкие плечи.
Знаете ли вы, что происходит с вашим ребенком в школе?
Содержание статьи:
- 20 вопросов ребенку, чтобы узнать о делах в школе
- Что должно насторожить внимательную маму?
- План действий родителей, если ребенок огорчен или испытывает страх перед школой
20 простых вопросов ребенку, чтобы узнать о делах в школе и настроении
На классический родительский вопрос «как дела в школе?», как правило, приходит столь же простой ответ — «все в порядке». И все детали, подчас очень важные для ребенка, остаются «за кадром». Мама возвращается к делам по дому, ребенок — к урокам.
На следующий день все повторяется сначала.
Если вам действительно интересно, как живет ваше чадо вне семьи, задавайте вопросы правильно. Так, чтобы вместо брошенного вскользь «все в порядке», был получен подробный ответ.
Например…
- Какой момент в школе сегодня был самым радостным? Какой момент можно считать самым худшим?
- Какое «уголок» вашей школы кажется тебе самым классным?
- С кем бы ты сел за одну парту, если бы мог выбрать? А с кем бы (и почему) категорически не сел?
- Над чем ты сегодня громче всего смеялся?
- Как думаешь, что бы мог рассказать о тебе твой классный руководитель?
- Какие добрые дела ты успел сегодня сделать? Кому помог?
- Какие предметы кажутся тебе в школе самыми интересными и почему?
- Какие учителя вызывают у тебя раздражение и почему?
- Что нового ты за день почерпнул в школе?
- С кем бы ты хотел общаться на переменках из тех, с кем еще ни разу не общался?
- Если бы ты был директором, какие бы кружки и секции в школе ты организовал?
- Если бы ты был директором, каких бы учителей ты наградил грамотами и за что?
- Если бы ты был учителем, как бы ты вел уроки и какие задания давал детям?
- Чего бы тебе хотелось убрать из школы навсегда и чего бы хотелось добавить?
- Чего тебе больше всего не хватает в школе?
- Кто у вас в классе самый смешной, самый умный, самый хулиганистый?
- Чем вас кормили на обед? Нравится ли тебе питание в школе?
- Хотелось бы тебе поменяться с кем-то местами? С кем и почему?
- Где ты проводишь больше всего времени на переменках?
- С кем ты проводишь больше всего времени?
Не нужно ждать момента, когда вас вызовут в школу, чтобы сообщить о странном поведении ребенка.
Вы сами в силах установить настолько близкий контакт с ребенком, чтобы через обычную семейную беседу за обедом/ужином узнавать все детали прошедшего дня ребенка.
Признаки плохого настроения или растерянности ребенка из-за школы – что должно насторожить внимательную маму?
Одной из основных школьных проблем является тревожность ребенка, его плохое настроение, растерянность и «потерянность».
Тревожность — ключевой симптом дезадаптации ребенка, влияющий абсолютно на все сферы его жизни.
Под термином «тревожность» специалисты понимают определенное эмоциональное состояние (оно может быть любым — от гнева или истерики до беспричинного веселья), которое проявляется в момент ожидания «плохой развязки» или просто негативного развития событий.
«Тревожный» ребенок постоянно ощущает внутренний страх, что в итоге ведет к неуверенности в себе, занижению самооценки, ухудшению успеваемости и пр.
Важно вовремя понять, откуда берется этот страх, и помочь чаду перебороть его.
Родители должны насторожиться, если…
- Появляются беспричинные головные боли, или без повода повышается температура.
- Ребенку не хватает мотивации, чтобы хотеть ходить в школу.
- Ребенок бегом бежит из школы, а с утра его приходится туда «тащить на аркане».
- Ребенок слишком старателен при выполнении домашнего задания. Может переписывать одно задание несколько раз.
- Ребенок хочет быть лучше всех, и это навязчивое желание не позволяет ему адекватно оценивать обстановку.
- При недостижении цели ребенок замыкается в себе или становится раздражительным.
- Ребенок отказывается делать задания, которые у него не получаются.
- Ребенок стал обидчивым и плаксивым.
- Учитель жалуется на ребенка — на молчание у доски, на драки с одноклассниками, на непоседливость и пр.
- Ребенок не может сосредоточиться на уроках.
- Ребенок часто краснеет, у него бывает дрожь в коленках, тошнота или головокружение.
- Ребенку снятся «школьные» кошмары по ночам.
- Ребенок сводит к минимуму все контакты в школе — как с учителями, так и с одноклассниками, дистанцируется от всех, прячется «в ракушку».
- Для ребенка такие оценки, как «тройка» или «четверка» — настоящая катастрофа.
Если хотя бы пару симптомов можно отнести к вашему чаду — пора расставлять приоритеты. Ребенок важнее домашних дел и отдыха у телевизора.
Важно не упустить момент, когда ребенок полностью выйдет из-под вашего влияния, так и не сумев справиться со своими страхами и тревогами.
Принимаем меры – план действий родителей, если ребенок огорчен, расстроен или испытывает страх перед школой
Первый учебный год (неважно — просто первый, или первый — в новой школе) — он самый сложный для ребенка. Ведь жизнь меняется полностью — появляется учеба, приходится постоянно делать над собой какие-либо усилия, появляются новые взрослые, которые пытаются «командовать», и новые друзья, половину из которых хочется сразу из друзей вычеркнуть.
Ребенок пребывает в постоянном состоянии легкого стресса и растерянности. Именно родители должны помочь чаду пережить этот год и хотя бы частично разгрузить психологическое состояние ребенка.
Что важно?
- Чаще разговаривайте с чадом. Интересуйтесь — как его дела в школе. Не шаблонно, а вникая во все детали, расспрашивая, подбадривая, советуя.
- Не отмахивайтесь от ребенка. Если чадо пришло к вам с проблемой — обязательно выслушайте, дайте совет, морально поддержите.
- Расскажите ребенку в красках, как тяжело вам было в ваш первый школьный год — как вы боялись, что вас не примут ребята, что будут ругать учителя, что будут плохие отметки. И как потом само собой все нормализовалось, сколько друзей вы нашли (с которыми дружите до сих пор), как много помогали вам учителя, которые стали практически родными за время школы, и пр. Покажите ребенку, что вы понимаете его страхи.
- Не забывайте, что ребенок становится самостоятельным. Не отнимайте у него шанс проявить себя. Поддерживайте эту самостоятельность всеми силами. Не забывайте хвалить ребенка. Пусть машет крыльями на всю их ширину, а вы просто «страхуйте его снизу».
- Ребенок хочет взять с собой игрушку? Пусть берет. Не говорите — ты уже слишком большой. И тем более не говорите — тебя дети засмеют. Ребенок еще слишком мал, и игрушка — это предмет, который его «поддерживает» в школе вместо вас и успокаивает.
- Если в школе есть кружки, на которые ребенку интересно было бы ходить, обязательно отдавайте его туда. Чем больше положительных эмоций будет связано у ребенка со школой, тем быстрее наладиться его школьная жизнь в целом.
- Разберитесь с причинами страхов ребенка. Чего именно он боится? Не допускайте развития тревоги и перехода ее в депрессию.
- Не требуйте от ребенка всего и сразу. Не ругайте его за двойки/тройки, но приучайте, чтобы ребенок их исправлял сразу, «не отходя от кассы». Не требуйте идеального поведения в школе — идеальных детей просто не бывает (это миф). Не перегружайте ребенка дома уроками. Если он устал — дайте передохнуть. Если хочет спать после школы — дайте пару часов поспать. Не берите чадо «в тиски», ему и так тяжело.
- Отучайтесь ругать ребенка. Критика должна быть спокойной, на одной волне с ребенком, и конструктивной. Не ругайте, а предлагайте решение проблемы и помогайте с ней справиться. Помните, что самое страшное для школьника — это упреки родителей за неудачи в школе. И уж тем более нельзя кричать на детей!
- Чаще общайтесь с учителем. Важно знать обстановку со всех сторон! Не помешает и знакомство с родителями одноклассников. Держите руку на пульсе.
- Найдите возможность понаблюдать за чадом в ваше отсутствие — на прогулках или переменках. Возможно, именно там вы и найдете причину страхов и тревог чада.
Ищите причину! Сможете найти — на 50% решите проблему. А дальше судьба ребенка — в ваших руках.
Стелите чаду соломку, где нужно, направляйте, поддерживайте — и просто будьте ему хорошим верным другом.
Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!
Комментарии
Нужно просто быть рядом с первого же дня. У нас нет проблем такого рода. Дети сами бегут рассказывать мне обо всем, что случилось за день. Даже старшая дочь, которой уже давно не 16, и та рассказывает мне обо всем. Иногда действительно слушать некогда, но приходится отложить дела и вникать. Иначе ребенок обижается, и потом из него 2-3 недели ни слова не вытянешь.
Вот, вроде, дал ребенку все блага цивилизации, и занимаешься своими делами спокойно. Типа отвязался. А потом к 6-7 классу узнаешь, что ребенок тебя не слышит, не слушает, просто множит на ноль и пр. И что в школе у него полный ужас творится. И что все учителя от него страдают. И даже из полиции приходил сотрудник проводить беседу. И вот тут-то родители хватаются за голову. Берут ремни и пряники, а ребенку уже плевать и на то, и на другое. Ребенок слишком долго привыкал быть «сам по себе» без родительской помощи. И теперь ему не нужна ни помощь, ни нравоучения папки с мамкой. А где, спрашивается, вы были, дорогие родители? Работали? Сидели в интернетах? Гуляли по магазинам? Пилили лобзиком и красили ногти? Ну вот и получайте. Все надо делать вовремя! Вы нужны своему ребенку сегодня и сейчас, а не завтра или «когда закончу проект».
Хм. У нас вот нет проблем с ребенком вообще. И в школе нет проблем. И страхов/тревог нет. Но рассказывать о делах в школе он отказывается категорически. Просто молчит «как рыба об лед». Как правило, все самое интересное узнаем случайно, пока болтаем за ужином или на отдыхе. Уже после того, как все случилось, и как он сам эту проблему решил.
У меня дочь — настоящий партизан. Ничего от нее не добиться. Пока сама не захочет — хоть об стенку бейся, все равно будет молчать. А к ночи ее обычно прорывает, и давай мне все подряд выплескивать, когда я уже просто отключаюсь от усталости))). Ну… что делать, приходится бодриться и слушать. Ну и конечно с учительницей на короткой ноге. Постоянно звоню, узнаю — что и как. С одноклассниками общаюсь, с мамами их. Правда, это бессмысленно, но иногда интересная инфа проскакивает)). Ну а самое интересное — приходить внезапно. Когда у них физра, или когда они на переменке. Сразу видно все как на ладони — кто с кем дружит, кто с кем в ссоре, кто хулиганит, кого обижают и т.д. Правда, я за свою мелкую спокойна — она и сдачи может дать, и враждующих помирить, и зазнавшихся приземлить.