«Учитель подобен богу»: Садхгуру о качествах и миссии хорошего учителя
Известный йог, духовный гуру и мистик Садхгуру рассказывает о главных качествах, которыми должен обладать хороший учитель, а также о роли учителя в формировании личности ребёнка.
Значение Дня учителя
В Индии День учителя отмечается 5 сентября. Это день рождения Радхакришнана, философа, политика и второго президента страны, который начинал свою карьеру именно школьным учителем. В индийской культуре учителей считают очень важной частью жизни и произносят фразу «Ачарья дево бхава», что означает, что учитель подобен богу, и его следует почитать.
Дело в том, что дети проводят больше времени со своими учителями, нежели с родителями. Родители отправляют детей в школу, отлично осознавая, что отныне другой человек будет оказывать на них большее влияние, чем они сами.
Возможно, вас заинтересует: Секреты воспитания ментально здоровых и счастливых детей от мудрых учителей йоги Садхгуру и Дады Садананды
Важность роли учителя
Люди ошибочно полагают, что для нынешнего поколения учитель более не имеет значения, поскольку всё, что он говорит, и чему учит, можно преспокойно найти в интернете. Однако учитель играет важную роль в становлении человека, в создании общества, нации и мира в целом. Я, напротив, считаю, что значение роли учителя многократно возросло, потому что с него сняли бремя, так сказать, «поставщика информации».
Работа учителя заключается в том, чтобы мотивировать и развивать ученика как человека и как личность, что всегда было главной задачей. Учитель – это не магнитофон, который что-то произносит и выдаёт вам какую-то информацию. Он скорее вдохновляет своих учеников думать и поступать определённым образом.
Обратите внимание, ученики любят или ненавидят конкретный школьный предмет в зависимости от того, какой учитель его преподаёт. Если он вдохновляет учеников, то предмет внезапно становится весьма интересным. Учитель однозначно играет огромную роль в процессе развития способностей и интереса ребёнка к своему предмету.
Читайте также: Ребенка-подростка бьют и обижают в школе – что делать родителям, если ребенка травят одноклассники или учитель?
Качества хорошего учителя
Если вы хотите построить и сплотить нацию, самые умные и интеллектуальные люди должны пойти в школу и начать преподавать. То, какое влияние оказывается на ребёнка в первые 15 лет, во многом определяет всю его дальнейшую жизнь. Эрудиция, профессионализм, умение мотивировать – основа этой профессии.
Увы, но сегодня многие люди становятся школьными учителями только потому, что им больше некуда деваться. Конечно, это относится не ко всем, но к немалому количеству учителей. И такой подход требует изменений. Если изменений не будет, мы не построим общество и не сделаем его качественным.
Учителю не нужно иметь массу учёных степеней. От него не требуется механически и безэмоционально делиться знаниями с учениками. Быть настоящим учителем означает, что в присутствии этого человека дети должны хотеть узнать то, чего не знает даже сам учитель.
Дети – это человечество в процессе развития. То, что учитель делает с ними, когда они находятся «в его руках», – одна из величайших задач и миссий, которые только может иметь человек. Любая человеческая деятельность имеет значение только в том случае, если мы можем оказать влияние на формирование другого человека. И это действительно привилегия!
Нужно ли учителю быть популярным?
Популярность важна. Но под популярностью не имеется в виду популизм и компромисс. Если вы не пользуетесь популярностью, вы не будете эффективны. Зато ваша деятельность возымеет эффект, когда ученики охотно будут с вами «сотрудничать». Если никто не хочет сотрудничать с вами, вы не добьётесь успеха.
Как учителю стать популярным?
Вы должны стать таким человеком, на которого все хотят быть походить. Знаете ли вы, как легко тогда было бы руководить школой и процессом образования? Вы должны научиться танцевать, как они, вы должны научиться петь, как они, вы должны научиться говорить, как они, и тогда они скажут: «Вау, вот каким я хочу быть!».
Проблема большинства взрослых в том, что они стремятся обращаться с 14-летним ребёнком так же, как и с трёхлетним. Когда вашему ребёнку было три года, он активно ползал. Вы тоже ползали, играли и пытались говорить, как он, – и всё было хорошо. Однако теперь он стал четырнадцатилетним подростком. Это означает, что он пытается познать себя и быть самим собой. Когда вы ползали с ним в его три года, ему это нравилось. Но теперь он другой. И вы должны вести себя с ним наравне. А если вы по-прежнему хотите ползать вместе с ним, это уже не сработает.
Если вы хотите иметь какую-то ценность для детей, независимо от того, являются ли они вашими собственными детьми или учениками, самое важное – это то, что, когда они видят вас, они должны сказать: «Я хочу быть похожим на него!» Как только они захотят быть такими, как вы, значит, вы настоящий учитель.