«Вдохни чужую боль»: Пема Чодрон о практике медитации Тонглен
Пема Чодрон (родилась 14 июля 1936, Нью-Йорк, США) — рукоположная буддийская монахиня в тибетской традиции ваяраяна, преподаватель Чегуам Трунгпа.
«Чтобы испытывать сострадание к другим, мы должны испытывать сострадание к самим себе…»
В частности, заботиться о других людях, которые напуганы, разгневаны, ревнивы, охвачены всевозможными зависимостями, высокомерны, горды, скупы, эгоистичны, подлы — называйте, как хотите, — проявлять сострадание и заботиться об этих людях, значит, не убегать от боли, вызванной поиском этих качеств в себе.
На самом деле, всё отношение человека к боли может измениться. Вместо того чтобы отгонять её и прятаться от неё, можно открыть своё сердце и позволить себе почувствовать эту боль, почувствовать её как нечто такое, что смягчит и очистит нас и сделает нас гораздо более любящими и добрыми.
Практика Тонглен
Практика тонглен — это метод установления связи со страданием — нашим и тем, что нас окружает, — куда бы мы ни пошли. Это метод преодоления страха перед страданием и снятия стеснения в нашем сердце. В первую очередь это метод пробуждения сострадания, которое присуще всем нам, какими бы жестокими или холодными мы ни казались.
Мы начинаем практику с того, что принимаем на себя страдания человека, которому, как мы знаем, причиняется боль и которому мы хотим помочь. Например, если вы знаете о ребёнке, которому причинили боль, вы вдыхаете желание избавиться от всей боли и страха этого ребёнка. Затем, когда вы выдыхаете, вы посылаете ребёнку счастье, радость или что-то ещё, что могло бы облегчить его боль.
В этом суть практики: вдыхать чужую боль, чтобы им было хорошо и у них было больше пространства для расслабления и раскрытия, и выдыхать, посылая им расслабление или что бы вы ни чувствовали, это принесёт им облегчение и счастье. Однако часто мы не можем выполнять эту практику, потому что сталкиваемся лицом к лицу с собственным страхом, собственным сопротивлением, гневом или чем бы там ни была наша личная боль, наша личная загнанность в тупик в этот момент.
В этот момент вы можете изменить фокус и начать выполнять Тонглен ради того, что чувствуете вы, и ради миллионов других людей, таких же, как вы, которые в этот самый момент времени чувствуют точно такую же заторможенность и страдание. Возможно, вы способны назвать свою боль. Вы ясно осознаёте её как ужас, или отвращение, или гнев, или желание отомстить.
Итак, вы вдыхаете за всех людей, охваченных той же эмоцией, и посылаете облегчение или что-то ещё, что открывает пространство для вас самих и всех этих бесчисленных других. Возможно, вы не можете назвать то, что вы чувствуете. Но вы можете почувствовать это — стеснение в животе, тяжёлую темноту или что-то ещё. Просто соприкоснитесь с тем, что вы чувствуете, и вдохните, примите это за всех нас и пошлите облегчение всем нам.
Люди часто говорят, что эта практика противоречит тому, как мы обычно держим себя в руках. По правде говоря, эта практика действительно идёт вразрез с желанием жить на наших собственных условиях, желанием, чтобы у нас всё получилось, независимо от того, что происходит с другими. Практика растворяет броню самозащиты, которую мы так старательно пытались создать вокруг себя. На буддийском языке можно было бы сказать, что она растворяет фиксацию и цепляние эго.
Тонглен переворачивает обычную логику избегания страданий и поиска удовольствий, и в процессе мы освобождаемся из очень древней тюрьмы эгоизма. Мы начинаем чувствовать любовь как к себе, так и к другим, а также начинаем заботиться о себе и других. Это пробуждает наше сострадание, а также открывает нам гораздо более широкий взгляд на реальность. Она знакомит нас с безграничным пространством, которое буддисты называют шуньятой. Выполняя практику, мы начинаем соединяться с открытым измерением нашего существа. Сначала мы воспринимаем это как то, что вещи не такие уж большие и солидные, какими казались раньше.
Тонглен можно выполнять для тех, кто болен, для тех, кто умирает или только что умер, или для тех, кто испытывает боль любого рода. Это можно выполнять либо как официальную практику медитации, либо прямо на месте в любое время.
Например, если вы гуляете и видите, что кому-то больно — прямо на месте вы можете начать вдыхать его боль и посылать кому-то облегчение. Или, что более вероятно, вы можете увидеть, как кому-то больно, и отвернуться, потому что это вызывает у вас страх или гнев, это вызывает ваше сопротивление и замешательство.
Итак, на месте вы можете выполнять Тонглен для всех людей, которые похожи на вас, для всех, кто хочет быть сострадательным, но вместо этого боится, для всех, кто хочет быть храбрым, но вместо этого оказывается трусом.
Вместо того чтобы корить себя, используйте собственную неуверенность в себе как ступеньку к пониманию того, с чем сталкиваются люди во всём мире. Вдыхайте за всех нас и выдыхайте за всех нас. Используй то, что кажется ядом, как лекарство. Используй своё личное страдание как путь к состраданию ко всем существам.
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Как начать медитацию