«Вход для добрых людей»: режиссёр Юрий Грымов о спасительной миссии театра, актрисе Лолите и любимом зрителе
«Утро на Радио Romantika» с Тимуром Соколовым – лёгкое и непринуждённое информационно-развлекательное шоу, в котором можно получше узнать о жизни и мыслях знаменитых людей, живущих в наше с вами время.
24 марта российский режиссёр театра и кино, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов предпочёл провести своё утро с чашкой кофе и приятной беседой с Тимуром Соколовым.
Из этого разговора мы узнали о том, что переживает театр в настоящее время, как поменялся зритель после пандемии, о драматической актрисе Лолите и о спасительной миссии искусства.
Журнал Colady подготовил печатную версию этой увлекательной беседы. Пусть и наши читатели проведут время с пользой для себя!
Тимур: Здравствуйте, Юрий. Для начала хочу поздравить вас с наступающим Днём театра – 27 марта. Что он для вас значит, как вы его собираетесь провести?
Юрий: Здравствуйте, благодарю вас. По традиции театра «Модерн» в этот день мы играем спектакль, а после него встречаемся со зрителями. Регистрация проходит на сайте театра «Модерн». Можно прийти пообщаться, поговорить о планах, о театре и о жизни. У нас в этот день спектакль «Nirvana», посвящённый Курту Кобейну.
Тимур: Насколько мне известно, вы раньше не любили театр. И не раз в интервью говорили, что вам всегда было скучно в театре. В свои юные года вы считали, что театр для бабушек.
Юрий: Как говорил один из больших политиков: «Только дурак не меняется». Всё изменилось. Я верил в кинематограф и рад, что в нём отметился, но давайте уж честно 20-й век – это век кино. А 21 век – век театра, перфоменсов – всего того, что нельзя тиражировать. Любое кино можно тиражировать. А приходя в театр, вы видите здесь и сейчас, единожды – это живая эмоция, открытая в моменте.
Многие люди не жалуют сейчас русское кино, ну правда, оно стагнирует, оно мне тоже не нравится, не могу смотреть такое количество спортивных драм, ну невозможно, я даже столько видов спорта не знал раньше, сколько сейчас фильмов снято.
Тимур: Разве это плохо – ещё и пропаганда здорового образа жизни?
Юрий: Мне казалось, что здоровый образ жизни находится не в категории тела. Немножко в другом. Я считаю, что территория кино, как и территория театра должна быть свободной. Гигантское количество постановок идёт по всей России. Те зрители, которые не ходят на русское кино, они активно идут в театр. Театры переполнены. Сейчас ограничения пандемии отменят, будет намного легче.
Я за то, чтобы в театре присутствовало разнообразие и авторское начало. Зритель идёт туда, чтобы удивиться – не тому, что мы показали, а удивиться себе. Он о себе что-то узнаёт, когда приходит в театр.
Тимур: Вы категорически настроены к российскому кинемотографу на данный момент времени?
Юрий: Я не говорю об этом относительно российского кинематографа. Мировой кинематограф стагнирует. Он очень сильно изменился. Пандемия подтолкнула к тому, что зритель с бокалом вина смотрит фильм на маленьком экране у себя дома. И кинематограф становится более скучным, более политкорректным, толерантным, мультикультурным, тем самым уходит градус – градус общения.
Я считаю, что сила не в однообразии, а разнообразии и субъективном мнении. Любой художник – это субъективная история. Сегодня снимаются сериалы и фильмы, которые мне не интересны. Во многих театрах очень большой градус, того что там идёт – это всё яркие постановки, очень сильные высказывания.
У нас совсем скоро будет спектакль «Юлий Цезарь» – мы его редко играем. Шекспира. Эта постановка была запрещена в России 100 лет. Станиславский её поставил, царская Россия её запретила, а потом уже СССР, потому что там идёт разговор про политику. Мы этот спектакль выпустили к выборам. Цезарь четвёртый раз на выборы пошёл, но не дошёл. Это очень яркое произведение об алчности, о том, что политики – это не Дед Мороз, который раздаёт подарки. Это всё-таки жёсткое отношение и к себе, и к людям.
Но наш спектакль Юлий Цезарь о людях, о нас с вами. А что народ? Народ может сделать что-то правильное? Вы знаете, народ иногда очень сильно ошибается. Об этом писал ещё Шекспир. Поэтому в театре «Модерн» идёт Юлий Цезарь – яркая постановка. Потому что театр для меня – это всегда высказывание. Я высказываюсь, это моё мнение, вы можете с ним не соглашаться, но это очень ценно, когда у зрителя есть своё мнение и он может войти в диалог. И 27 марта ночью мы в театре «Модерн» встречаемся со зрителями.
Тимур: Лолита Милявская – теперь актриса вашего театра. Думаю, её вы точно поздравите 27 марта с Днём театра.
Лолита Милявская теперь актриса театра «Модерн», которая прекрасно сыграла Агафью Тихоновну в спектакле «Женитьба». Спектакль репертуарный– 2 раза в месяц мы его играем, ближайший будет 6-7 апреля.
Тимур: Насколько я знаю, Лолита вначале согласилась, потом, прочитав пьесу, сказала: «Нет» – слишком сложно для неё. Но впоследствии всё же вышла на сцену театра «Модерн» И вот что интересно, случилась ли у театра любовь с Лолитой Милявской? Как труппа встретила ваше решение?
Юрий: У меня с Лолитой Милявской любовь случилась 30 лет назад. Мы дружим, у нас очень тёплые отношения. Она бывает у меня в доме. Много общего у нас было за эти 30 лет. И вот через 30 лет мы решили вместе сделать спектакль. Я всегда считал, что Лолита Милявская –прекрасная драматическая актриса, а не только прекрасная ведущая, певица. А как она играет в спектакле Женитьба в театре Модерн – это дорогого стоит. Это сложно, это очень интересно, это наполнено как раз тем самым женским началом, которое очень важно для главной героини, вокруг которой все эти страсти разгораются. Это желание получить больше приданного, нежели любви.
Тимур: Зритель, когда увидит спектакль, он увидит новую Лолиту? Она откроется для нас с какой-то другой стороны?
Юрий: Абсолютно. Спектакль уже идёт. И зрители удивлены и восхищены. Я рад, что и критики отмечают прекрасную филигранную работу Лолиты Милявской как драматической актрисы. Но для поклонников Лолиты сразу отмечу, в спектакле она не будет петь. Она не поёт, она играет роль, она женщина, наполненная своим каким-то внутренним содержанием. И нельзя забывать, что «Женитьба» – это комедия, сатира. Я соединил три пьесы – это «Женитьба» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьба Бальзаминова» Островского. И удивительным образом это всё сочетается.
Мы выстраиваем весь спектакль вокруг женщины. Что испытывает женщина, когда вокруг неё роятся достаточно сомнительные претенденты руки и сердца? Это сатира на нас, мужиков. Довольно-таки смешно, узнаваемо. Отчасти грустно – женщина видит, что мы иногда слишком самонадеянны, очень неискренне, а она искренне хочет создать семью… Это очень современная постановка, потому что и 100 лет назад было такое. И дальше будет точно так же. Потому что сердце должно быть к кому-то привязано.
Там есть прекрасный диалог:
— Что вы делаете?
— Я ничего не делаю.
— Давайте вместе ничего не делать.
Это очень важно «Давайте вместе ничего не делать». С одной стороны, кажется, какая-то в этом пустота, а с другой – только вдумайтесь «А давайте вместе ничего не делать».
Тимур: Что интересно, отзывы про «Женитьбу» только положительные. Премьера состоялась в конце февраля, если бы кому-то не понравилось, обязательно бы написали.
Юрий: Я считаю, что люди, которые ходят в театры – это добрые люди. Я сейчас не иронизирую. У меня даже в Instagram, в Facebook написано «Вход для добрых людей». Это правда важно. И театр, и русский драматический театр, всё равно любой современный театр – это основа русского драматического театра. И когда вы находите вибрацию честного, качественного исполнения, личного, открытого и одновременно интимного, плюс какие-то музыкальные и световые решения, люди, конечно, говорят: «Да, спасибо, мы рады».
А для нас важен зритель. А я в театре отвечаю за всё. У нас прекрасный буфет и для взрослых, и для детей. Лучший в Москве буфет. Прекрасная выпечка, к каждому спектаклю новые эклеры, пряники с афишей театра. Можно есть прям афишу театра. Мы для детей сделали мини-гамбургеры. У нас же идут и детские спектакли. Конечно, это важно! Вы же идёте зачем в театр? Не потерять время, а приобрести время.
Если бы можно было так, я бы не считал время, проведённое в театре в жизни человека, а вычитывал его. Сходил в театр, помолодел на 2,5 часа. Я думаю, к этому надо стремиться. Мы, театр «Модерн», и вся труппа прилагаем все усилия, чтобы в театре люди приобретали, молодели и душой становились светлее.
Тимур: Хотелось бы узнать, а во время пандемии театр жил или выживал?
Юрий: Я запретил у себя в театре такую формулировку «Мы выживаем». Мы живём в тех условиях, которые есть. И когда было 25% наполняемости — да это было трудно. К тому же у нас идут очень масштабные постановки, например, «Война и мир». Мы шутили, что на сцене артистов было больше, чем зрителей в зале.
Но что происходит в Европе? Там театры были закрыты год. Давайте теперь взвесим на весах. Что лучше? Что было лучше закрыться совсем и тем самым убить театр, ведь актёр должен репетировать, спектакль должен оттачиваться, чтобы поддерживать тонус, иначе он может развалиться. Это не фильм, который сняли и его можно крутить по кругу. Это живая история. И зрителям надо приходить в театр. И я считаю, если в пик пандемии спасали врачи. То выводить из психического состояния под названием: «Мы боимся за себя, за своих близких» будут люди искусства. А как иначе? Таблеткой не выйти оттуда, рассудок свой не разгрузить.
Тимур: Но порой даже у театра не получается этого сделать. Иногда приходит зритель, который болен зависимостью от гаджетов и не может оторваться от телефона?
Юрий: Это большая беда. Есть люди, которые по-настоящему зависимы. Мы ничего не можем сделать. На самом деле, театр – это терапия. Вы приходите в театр, хотя бы на два часа эти отключаетесь от этой физической зависимости проверить почту или соц.сети.
Тимур: А зритель после пандемии поменялся?
Юрий: Он поменялся, для нас это был шок. В хорошем смысле слова. Представьте, сидит 25% людей в зале, сейчас 50%. И вот в финальные аплодисменты, такое ощущение, что сидят 150%. Зрители плачут, и актёры плачут во время аплодисментов. Это какое-то совсем другое ощущение и от спектакля, и от зрителя. Потому что театр – семья, это такое русское понятие. Но только не забывайте, что в слово «семья» входит ещё и зритель. Я строю театр-дом. Почему я говорю про буфет, перед каждым вечерним спектаклем у нас играет живая музыка в фойе, в буфетах. Все буфеты разнесены на два этажа специально, чтобы было удобно. Нет очередей.
Тимур: Но есть дресс-код.
Юрий: Дресс-код есть. Мы рекомендуем людям приходить в изящной одежде…
Мы всех пускаем, но я рад, что процентов 70 придерживаются наших рекомендаций, приходят в нарядных вещах. Но это не догма. Нам бы хотелось. Моя бабушка говорила, что в России переодеваются только в два места – это в церковь и театр. Это правда. Давайте держать эту традицию. Вы же приходите на целый вечер. Вы симпатичны одеты, видите других симпатичных людей, которые тоже пришли на спектакль, красивая музыка играет в фойе, вкусный буфет, интересный спектакль – есть что обсудить. А вы знаете, что мы ещё делаем? Мы после спектакля оставляем буфет и гардероб открытым до последнего зрителя и в буфете у нас скидка 30% на все меню.
Тимур: Только ради одного буфета мне кажется можно уже пойти в театр.
Юрий: Послушайте, по большому счёту без разницы, для чего вы придёте в театр. Главное, что вы туда дойдёте и там уже примете решение, хотите жить вы вместе с этим театром, рассуждать, переживать, любить. Это касается любого театра, просто надо найти для себя свой.
Тимур: Поделитесь секретами. Что у вас планируется вне театра? Может, что с кино у вас будет?
Юрий: В кино есть шанс. Я давно хочу снять по-настоящему детский фильм, я имею в виду возраст зрителя 6-10 лет. Семейное кино, но в основном для детей. Я надеюсь. Даже для этого встречался с министром культуры, Ольгой Любимовой. Попробуем. Хотя вы же видите, детского кино практически не существует.
А также большой проект мы затеваем – «Две войны», посвящённый 100-летию великого режиссёра Сергея Бондарчука, который снял два фильма «Война и мир» и «Они сражались за родину». И прекрасная музыка Овчинникова. Это будет такая мистерия – будет оркестр, человек 200. Плюс — это будет постановка, никакого видео. Это будет очень масштабно, очень большое количество актёров. Как это снималось, как это с трудом давалось. Нельзя забывать такие имена, которые так много сделали для русской культуры. Это то, что в планах.
Тимур: Какое будущее у российского театра?
Юрий: Я думаю, что оно довольно яркое.
Тимур: Лучше, чем у кино?
Юрий: Лучше, чем у кино, потому что в театре остался и зритель, и автор. В кино автора практически нет.
Тимур: В кино авторского видения практически нет?
Юрий: Нету, нету. Это всё такое как фастфуд. Мы же не сможем с вами 2-3 часа обсуждать бигмаг? Ну не сможем. А если мы его ещё скушаем, а потом у нас пищеварение нарушится, мы будем даже часто бегать в другую комнату. А если мы будем говорить о высокой кухне, то, наверное, мы с вами можем обсуждать, спорить. А если нам ещё повар будет рассказывать, как он всё это приготовлял, всё это делал, делиться какими-то секретами… Какими-то секретами можно делиться и в театре. Но не забывайте, что в театре его величество актёр. Это очень важный человек в театре. Я не убираю и своего участия, но актёр – это очень важно. Яркий актёр – это потрясение, и я таких актёров видел. И я рад, что я собрал в театре Модерн удивительных актёров разного возраста от 20 до 60 лет.
Тимур: А по вашим наблюдениям зритель помолодел?
Юрий: Конечно, введённые в пандемию ограничения повлияли и на это. Но аудитория нашего театра и без этого постоянно молодеет. Диапазон театра «Модерн». С одной стороны, Толстой «Война и мир», с другой «Nirvana» Курт Кобейн, всё жёстко. У нас есть «Женитьба», «На дне» Горького совсем в новой транскрипции. Гигантское количество молодёжи идёт на спектакль «На дне». Потому что Горький – великий мастер. Вы же помните, про что он писал? Герои – бомжи, клошары, падшие духом, оказавшиеся на дне. Но я оставляю текст. Я всегда бережно отношусь к тексту. Авторский текст – для меня это табу. Но я переношу действие в наше время и они у меня богаты, они все на Рублёвке, а говорят то же самое. Это уникально.
Заканчивается спектакль словами Горького, когда Лука говорит: «Ухожу я от вас, в хохлы подамся, говорят, там новую веру изобрели». В зале шок, я уверен, что люди думают, что это мы придумали. А нет. Это не мы придумали. Просто ничего не меняется. Это удивительно, когда можно посмотреть, стать немножко умнее, от чего-то себя предостеречь. Когда вы читаете литературу или смотрите хороший спектакль.
Тимур: И даже наша сегодняшняя беседа. Я уверен, что слушатели получили много пользы. Огромное спасибо, Юрий Вячеславович!
Возможно, вас заинтересует: «Всегда можно красиво выйти из ситуации»: Альбина Холгова рассказала о правилах этикета на первом свидании