«Время — это иллюзия» — Алексей Осипов о ценности времени и вечных ценностях в быстром темпе современной жизни
Любой человек смертен. И никто не знает, когда покинет этот мир. Христианское учение говорит о том, что главный смысл жизни человека не в тех годах, которые ему отпущены на земле. Душа, в отличие от тела, не завершает своего существования.
В чём истинный смысл жизни? Зачем нужно об этом знать? Что делать человеку, если в конце пути его ожидает встреча с вечностью? Какую угрозу таит в себе мирское сознание? Ответы на эти и другие важные вопросы даёт богослов, профессор Алексей Ильич Осипов.
Трезвый взгляд на жизнь
Богослов отмечает, что христианство убеждает людей не обманывать себя. То есть, осознавать, что жизнь – скоротечный миг. Когда физическое тело завершит земной путь, душу ожидает встреча с вечностью. И она войдёт в новое состояние с тем багажом, которое приобрела в этом мире.
Осипов сравнивает такую ситуацию с экзаменом. Если студент хорошо подготовился, он поступил в учебное заведение. Если нет – провалил экзамен.
Тайная опасность
По мнению профессора, ужас мирского сознания в том, что оно отказывается заглянуть за грань земной жизни. И не хочет смотреть в будущее. Осипов называет такой подход безумием. Человек должен сам для себя ответить на вопрос о том, существует ли Господь и вечность.
Мирское сознание основано на том, что смысл жизни заключается в достижении комфорта. И это, по мнению Осипова, тайная опасность такого подхода.
Профессор приводит пример абсурдной ситуации, когда пассажир на борту тонущего корабля прибирается в каюте. Наводит там порядок, делает перестановку. Ему говорят о том, что надо спасаться. А пассажир отвечает, что хочет устроиться поудобнее.
«Обмирщённое» сознание стремится убрать из мыслей знания о вечности, Господе. Хочет отказаться от ценностей христианства, согласно которым тот, кто старается проявлять любовь, приближается к Богу.
Главные принципы мирского сознания:
- «Лишь бы мне было хорошо».
- «Живу один раз, о смерти не думаю».
- «Моя главная цель — устроиться поудобнее».
Осипов жалеет людей, живущих по таким принципам. Ведь сегодня они могут быть миллиардерами, а завтра – всё потерять.
Можно ли «умереть заживо» и как это происходит?
По словам Осипова, информационные войны, особенно, основанные на мировоззрении, образе жизни, страшнее вооружённых конфликтов. Ведь тот, кто принимает неправильное решение, в конце концов, погибает ещё до физической кончины. Недаром Господь сказал о живом человеке: «Пусть мёртвые погребают своих мертвецов».
Что имел в виду Христос, когда произнёс эту фразу? Осипов объясняет, что человек может умереть ещё до физической кончины, если у него нет интересов и ценностей, кроме денег и у довольствий.
Сейчас Америка и европейские страны идут именно такой дорогой. Основной смысл жизни социума в этих государствах – обогащение и развлечения. Человек проводит время в удовольствиях. И становится фактически «живым мертвецом».
Существует ли «злой рок»?
Жизнь постоянно ставит перед людьми различные вопросы, заставляет задумываться о будущем. Сейчас говорят, что наступили непростые времена. Осипов отмечает, что такие разговоры были всегда. Рассуждая о будущем, люди часто упоминают судьбу, «злой рок», который определяет события.
Существует ли это явление на самом деле, стоит ли верить в него? По словам богослова, «злой рок» — бездушное выражение. Это понятие, в котором отсутствует Господь, Его промысел и любовь к каждому из нас.
В то же время профессор отмечает, что в жизни не бывает случайностей. Все события, происходящие в мире, как с отдельной личностью, так и с целыми странами и народами, — результат духовного состояния людей. То есть, судьбу творит не какая-то высшая сила – Бог или дьявол, а только сам человек. Любые мысли, слова и поступки имеют последствия.
Осипов упоминает о библейском эпизоде, когда Христос страдал на кресте вместе с двумя разбойниками. Преступник, который находился слева от Иисуса, роптал на судьбу, насмехался над Спасителем. Правый разбойник искренне покаялся в совершённых грехах. В последние минуты земной жизни душа этого человека изменилась настолько, что он приблизился к Богу и удостоился рая.
По словам Осипова, если бы люди старались следовать Евангелию, им было бы гораздо легче. Конечно, вокруг происходит много зла. Но люди, которые поступают жестоко, – лишь орудие в руках Создателя. Бог попускает зло в той мере, в которой оно необходимо для спасения.
Чего ожидает Господь от человека?
По словам Осипова, мирское сознание посвящает всё время земной жизни развлечениям и достижению комфорта. К чему это приводит? Человек добивается того, чего хочет. Но его жизнь теряет смысл. Поэтому многие успешные люди совершают самоубийство.
Христианское учение призывает к умеренности. И осуждает стремление ставить материальные блага и комфорт во главу угла. Постоянное желание удовольствий и наживы делают душу чёрствой, заглушают в ней голос Бога.
Предоставляя каждому свободную волю, Господь не навязывает себя людям. Но чутко реагирует на движение души, которая жаждет общения с Ним. Обращаясь к Создателю и в радости, и в горе, стараясь мыслить и поступать по Евангелию, человек обретает истинный смысл жизни – сближение с Небесным Отцом.
Мнимая свобода
Многие, поддаваясь искушениям, считают, что имеют право на выбор, осуществление своих желаний, комфортную жизнь. Но человека, который потакает греховным стремлениям, порабощает дьявол. По словам Осипова, антихрист, в отличие от Бога, не предоставляет нам свободы. Стоит человеку пойти на поводу у сатаны, он свяжет «пленника» по рукам и ногам, заставит подчиняться и страдать.
Осипов приводит пример антиутопии, тоталитарного общества. Допустим, достижения научно-технического прогресса позволяют читать мысли людей. Если кто-то из граждан хотя бы подумал о том, чтобы совершить преступное деяние, его, например, ударит током.
Общество будет в высшей степени нравственное, никаких противозаконных дел. Но разве это свобода? Напротив, тотальное рабство. Люди будут даже бояться подумать о чём-то сомнительном, зная, что их мысли под строгим контролем.
По словам Осипова, по-настоящему свободен тот, кто ищет, прежде всего, царства Божьего и Правды Его. А тот образ жизни, который сейчас пропагандируют на Западе, опасен, так как ведёт к тотальному рабству, злу и власти антихриста.
Что мешает духовному развитию людей в современном мире?
Не секрет, что большинство из нас живёт в бешеном ритме. Современным людям трудно сконцентрироваться на своём духовном мире. Это издержки потребительского общества.
Мы живём в мире, переполненном информацией. Много общения, дел и впечатлений. Разум человека как бы рассеивается в постоянной гонке. В результате не может сфокусироваться на главном, заглянуть внутрь себя.
Осипов также отмечает факт, который тяжело принять: сейчас наблюдается деградация, вырождение человечества. Растёт число людей с психическими расстройствами. Современным индивидам трудно работать над собой, бороться со своими недостатками. Проще тратить драгоценное время на то, чтобы обвинять во всех бедах политиков, священников, общество.
Христианское учение, напротив, направлено на то, чтобы человек изучал свой внутренний мир, уделял внимание своим порокам и борьбе с ними. Нет ничего плохого в том, чтобы иметь всё необходимое. Но за эту грань надо выходить.
По словам Осипова, западная идеология превращает жизнь в «тёплую водичку». А святые отцы предупреждают, что в такой среде человек становится изнеженным, ничего не хочет достигать. И тратит годы, отведённые на земную жизнь, впустую. Поэтому аскетика призывает к «духовной закалке».
Страсти – источник мучений и внутренней пустоты
По словам Осипова, западное общество нацелено на свободу порочных желаний. А христианское учение предупреждает, что страсти мучают человека. Навязчивое стремление к комфорту – свобода грехов под благовидной личиной.
Если проанализировать историю, люди в основном тратили жизнь на то, чтобы достичь желаемого с наименьшими усилиями.
Если это касалось внешнего труда, они порой соглашались совершать сложную работу. Но если речь шла о духовном росте, человек часто оказывался бессилен. Ведь борьба с собственными пороками тяжелее преодоления внешних препятствий. Зло, которое таится в душе, менее заметно, но порой более опасно, чем угроза, которая идёт из внешнего источника.
Осипов утверждает, что сейчас идёт «обмирщение» жизни христиан. В западных странах этот процесс начался давно. Россия много веков была ограждена от него. Даже сейчас, благодаря уникальным душевным качествам народа, который живёт на её территории, эта защита остаётся.
По словам богослова, в западных странах давно перестал звучать голос совести. Люди не думают и не вспоминают о Господе, о вечности, живут сегодняшним днём.
Осипов напоминает, что в мире не бывает случайностей. И то, что происходит в жизни отдельного человека и целого народа, складывается не по законам судьбы или злого рока. Нет такой могущественной силы, которая подчиняла бы себе всё. Отношение человека к добру и злу, его восприятие этих категорий и духовное состояние определяют будущее. Причём не только отдельной личности, но и общества в целом.
Как относиться ко времени земной жизни?
Любой человек понимает, что не вечен. Но сердцем, а не разумом, ощущает, что конца жизни не будет. Душа рождается с вечностью, а после смерти переходит в неё. Жизнь в материальном мире является преддверием внеземного существования. А на пороге смерти уже нет иллюзий о том, что время бесконечно.
Не зря святые отцы говорили, что мир льстивый и обманчивый. Ведь время в нём создаёт иллюзию вечности, которой на самом деле нет.
Осипов приводит в пример притчу о человеке, который собрал обильный урожай, разбогател и сказал своей душе, чтобы она веселилась, ела, пила и развлекалась. Но в ту же ночь ушёл из жизни и лишился земных благ.
Дело даже не в конкретных промежутках, которые отделили желания богача от момента, когда он скончался. Для каждого это время может быть разным, измеряться месяцами, днями, часами, годами. Но с точки зрения вечности, это миг.
Каждый человек прекрасно понимает, что время идёт незаметно, как сон. Неважно, сколько ему лет – 20, 40, 70. Время – уникальная вещь. Оно как бы существует, но одновременно отсутствует. Ещё древнегреческие мудрецы говорили о том, что прошлого уже нет, настоящее неуловимо, а будущее пока не наступило.
Как выдержать «экзамен» на добро перед лицом вечности?
Приговор, подписанный богачу из евангельской притчи, по-прежнему звучит для тех, кто считает смыслом жизни материальные блага и наслаждения.
То, к чему душа стремилась в этом мире, каким идеалам служила, определяет её участь в вечности. Здесь действует принцип, согласно которому подобное тянется к подобному. Если в земной жизни человек приобрёл привычку потакать своим страстным желаниям, когда его душа попадёт в вечность, дьявол поработит её. Столкновение со злом и невозможность удовлетворить порочные стремления в нематериальном мире приведут к невыносимым мукам.
Напротив, если человек живёт по совести, старается бороться со своими грехами и проявлять любовь к ближним, его душа приобретает «багаж» благодати и добродетелей. Она стремится к Господу и готова к достойному переходу в вечность.
Пока человек находится в этом мире, он способен выбирать между добром и злом, вести правильную или, напротив, греховную жизнь. На земле нам дана свобода. После смерти выбора уже нет. Душа, находящаяся под властью страстей, не может измениться. Пожиная плоды своей земной жизни, она погружается в ту среду, которая подобна духовному состоянию человека.
Господь не открывает перед людьми завесу тайн будущего. Ни один человек не знает, когда наступит конец мира и его собственного земного пути. Если бы всем было известно, когда настанет их последний час, это было бы приговором для людей, не успевших освободиться от пороков.
Господу важно, чтобы человек был свободным в своей духовной жизни, в вопросах веры. Ведь именно она служит главным показателем нравственных стремлений личности, душевной чистоты. Надо беречь драгоценное время, отведённое на земную жизнь, совершенствовать себя и стараться приблизиться к Богу.
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: 5 взглядов духовно просвещённых людей на смерть