«Всё окружающее находилось во мне»: мистический опыт и основные идеи духовного гуру Джидду Кришнамурти
Джидду Кришнамурти (1895-1986), которого считают одним из выдающихся людей 20-го века, был писателем, мыслителем, философом и, как бы мы его назвали сегодня, популярным спикером.
Он появился на свет в индийском городе Маданапалле и подростком примкнул к Теософскому обществу (Адьяр) в городе Ченнаи, где познакомился с его идеологами Чарльзом Ледбитером и Анни Безант, которые разглядели в юноше мощный потенциал.
Тем не менее спустя некоторое время Кришнамурти покинул Теософское общество и отправился исследовать свет. В 1922 в США с ним случилось загадочное происшествие в виде приступа сильнейшей головной боли, когда Кришнамурти потерял сознание, а затем, придя в себя, начал ощущать особую связь с окружающим миром.
«…я чувствовал ветер, играющий в ветвях деревьев, и крохотного муравьишку, сидящего на травинке. Я был частью птиц, частичек пыли и даже шума. Рядом проехал автомобиль; я ощущал себя и самой машиной, и водителем, и колёсами. Я находился везде, или, точнее, всё окружающее находилось во мне, как вещи неживые, так и живые».
Получив такой мистический опыт, Кришнамурти отправился в путешествие по миру, он общался с Дэвидом Бомом, выдающимся физиком, беседовал на политические темы с Индирой Ганди, философствовал с писателями Рупертом Шелдрейком и Айрис Мёрдок. Кришнамурти выступал в ООН и в 1984 получил вполне заслуженную Медаль Мира.
Идеи Кришнамурти
Его учение охватывало многие аспекты: духовность, природу разума, психологию, медитации, сознание человека, политику и прогрессивные социальные изменения. Джидду Кришнамурти не создал ни школу, ни организацию, но являлся гуру для многих, хотя всегда говорил, что любой человек сам себе и ученик, и наставник, которому не нужно бездумно следовать другим гуру или доктринам.
Суть его идей в том, что общество – это продукт человеческого взаимодействия. Кришнамурти был абсолютно убеждён, что глобальные перемены в социуме возможны исключительно путём глобальных перемен в человеческой личности. Кришнамурти подчёркивал необходимость личной «революции» в сознании и считал, что такая трансформация не осуществляется под влиянием внешних факторов. Она является результатом внутренней трансформации человека.
- Разум и истина
Чувство – неотъемлемая составляющая разума. Именно в разуме «живут» желания, зависть, ревность, ненависть, любовь и другие эмоции. А ещё в нём содержатся противоречивые убеждения, а также всё то, что осознаёт и ощущает человек. Разница лишь в том, насколько интенсивны эти чувства, и как он их проявляет.
Сознающий разум отыскать истину не сможет. Человек в основном предпочитает выбирать, рассуждать, составлять мнение, анализировать и заниматься сравнением. А путём сравнения и оценочных суждений установить истину невозможно. Истину следует понимать и находить её в любом вашем действии, чувстве, мысли, эмоции.
- Человек и устоявшееся мышление
Человек не в состоянии понять и знать что-либо, когда он не знает противоположности. Скажем, ему сложно рассуждать о ненасилии, не столкнувшись или не прочувствовав на себе насилие.
По словам Кришнамурти, жизнь – «движение человеческих отношений», когда мы прибегаем к манипулированию и контролю в простейших и обыденных жизненных ситуациях. Если вас хвалят, вы гордитесь. Если вас обижают, вы злитесь. Человеческие реакции направлены на то, чтобы усилить позитивные эмоции и снизить количество негативных суждений. Все мы живём наполовину запрограммированной жизнью, а наши действия основаны на привычках и шаблонах.
Кришнамурти подчёркивал, что если мы сломаем шаблоны и начнём жить более осознанно, то жизнь наша изменится. Причём дисциплина тут не поможет, поскольку она не несёт в себе свободу.
- Понятие свободы
Кришнамурти считал фантастами людей, уверенных в том, что они легко могут обрести свободу. В его учении, свобода – просто наблюдение за жизнью без трепетного страха перед осуждением и наказанием и без ожидания наград и бонусов.
«У свободы отсутствует как выбор, так и мотивы, и она не требует ни реакции, ни действий, ни противодействий. Свобода – никак не конечная цель эволюции человека, потому что она в человеке с самого первого вздоха. Когда вы наблюдаете и медитируете, вы осознаёте, что вам этой свободы не хватает. Однако она всегда присутствует в жизни и во всех ваших поступках и действиях. Вы можете просто принять её, не принуждая себя делать выбор».
- Человек и его окружение
Люди создали в своих головах самые разные образы, и они слишком ярко проявляются в их принципах, поведенческих моделях, культурных, политических, религиозных предпочтениях. Такое мировосприятие можно сравнить с возведением вокруг себя забора или стены, дабы ощущать себя в безопасности, а также принадлежать к какой-то определённой группе.
Однако эти созданные образы (субъективные и поверхностные) как раз и являются причиной всех проблем, поскольку они разделяют людей. Общность и единство не могут выстраиваться на таких поверхностных образах, это возможно только при условии осознанного освобождения от них.