«Я почувствовала, что имею право!»: актриса Алла Юганова рассказала о том, как победила свои комплексы через роли
У актрисы Аллы Югановой в кино и театре более семидесяти творческих проектов. Это и первая главная роль в фильме «Сибирочка», и юная Фаншетта в спектакле «Женитьба Фигаро», и жена Достоевского Анна Сниткина в сериале «Достоевский».
Роль-мечта – Кончита из легендарного спектакля «Юнона и Авось» – также ей покорилась! Во всех своих ролях Алла Юганова весьма убедительна. Ведь для неё главное – получать удовольствие от процесса и чувствовать лёгкость бытия.
Но есть ли в этом потоке удовольствия место для борьбы с непонятно откуда взявшимися комплексами? И что лучше – смириться с ними как с абсолютной неизбежностью или выбрать путь преодоления?
Интервьюер – Татьяна Бабиченко.
Colady: Алла, вы совсем недавно закончили сниматься в фильме с весьма непрезентабельным названием «Старая развалина». Здесь героиня вопреки надежде на щедрый подарок судьбы, получает в наследство не фешенебельный загородный дом, а дачу, которую иначе как «старая развалина» и не назовёшь!
А вы в жизни – везучий человек? Часто обстоятельства как бы сами собой складываются в вашу пользу или приходится добиваться всего тяжёлым трудом?
Алла: Я считаю, что какая-то счастливая звезда надо мной, безусловно, есть! Я, конечно, люблю работать, не считаю, что мне всё падает с неба, но всё равно я чувствую, что силы вселенной со мной. Мне даются силы, вера, что всё получится, и это получается! Считаю, что как будто благословлена свыше, особенно в своём творчестве.
Если говорить про процесс игры в театре «Ленком», про то, как всё это происходит, то я чувствую, что роли рождаются легко и творческий процесс льётся как бы сам по себе и это моё любимое ощущение.
Colady: Вы ведь в своё время и в Щепкинское училище поступили также – по велению судьбы!
Алла: Да, меня сначала взяли вольным слушателем, я пошла только попробовать поступить, особо и не ожидала, что меня возьмут. Как мне сейчас кажется – ноги сами меня привели, я, может быть, даже не была особо готова.
У меня даже не было ещё аттестата о среднем образовании и я, уже будучи на первом курсе, параллельно заканчивала школу. Повезло, что в приёмной комиссии были именно эти люди, и они взяли на себя такую ответственность меня принять несмотря на то, что я была ещё очень юная. То есть здесь тоже – счастливое стечение обстоятельств.
Colady: Но вам ведь потом именно в этом институте сказали, что ваша актёрская судьба – играть только маленьких девочек, а потом — комических старух?
Алла: Да, есть такое понятие «амплуа». Я ведь внешне небольшого роста, довольно мелковата, а в Щепкинском училище — оно при Малом Театре – такая большая сцена, высокие, красивые женщины-героини, говорящие низким, грудным голосом и я на их фоне, действительно, была как маленькая девочка!
Когда был шанс сыграть роль героини в пьесе «Варвары» Горького, сначала мне дали эту роль, а потом педагог сказала: «Ты никогда не будешь играть героинь – ты будешь играть маленьких девочек, а потом перейдёшь на комических старух!»
Colady: А что вы при этих словах почувствовали? Вам не было обидно?
Алла: Для меня это была самая настоящая психологическая травма, потому что я понимала, что эти слова были слишком похожи на правду. И когда меня впоследствии пригласили в театр «Ленком», я отказывалась туда идти и говорила, что мне нужен маленький театр, маленькая сцена, наверное, уже тогда начала бояться, что я там как-то «потеряюсь» и меня не будет видно.
Colady: Получается, вы поверили в эту так называемую «правду» о себе?
Алла: Да, поэтому впоследствии, когда меня взяли в театр «Ленком» на роль юной Фаншетты (опять же – маленькой девочки!), я с ужасом осознала: «Ну, всё, пророчество сбывается».
Colady: И что вы решили с этим делать?
Алла: В принципе во мне эти слова зародили какую-то внутреннюю борьбу — я захотела доказать, что это не так.
Colady: Вы начали сознательно с этим бороться?
Алла: Целенаправленно я с этим не боролась, но внутри меня это сидело, как какая-то заноза, и не давала покоя. Но так как хотела я другого, то решила серьёзно работать над собой. Старалась как-то по-другому себя преподносить.
Сначала этот прогресс пошёл в кино. Обычно актрисы не любят играть более старших по возрасту женщин, а для меня, наоборот, это была самая желанная цель! Я обожала возрастных героинь, так как всеми силами старалась отойти от своего амплуа «юной девочки». Потом этот опыт я уже закрепила в спектакле «Чайка» и в других более серьёзных и глубоких ролях.
Colady: А знаковая роль Кончиты в спектакле «Юнона и Авось» окончательно вас излечила от этого комплекса маленькой девочки?
Алла: Хотя Кончита это тоже молоденькая девочка, но всё-таки это уже главная роль, это героиня, поэтому там совсем другое ощущение себя – более значимое и основательное.
Но там я комплексовала уже по другому поводу – думала, что, когда выйду на сцену с Дмитрием Певцовым, который играл графа Резанова, все обязательно будут говорить, как мы не подходим друг другу и как неубедительно смотримся вместе.
Я настолько себя «накручивала» и настолько не верила в себя, что сразу хотела отказаться от этой роли, но мне сказали: «Если вы, работая в театре, откажитесь от главной роли, то вам просто больше ничего не предложат. Нужно взять и показать кусок из спектакля». На что я сказала: «Ну, покажу я и что дальше? Ведь все увидят, как это плохо!»
И на это гениальная актриса Елена Шанина — первая исполнительница этой роли — сказала: «Наоборот, ты покажешь, и все увидят, как это хорошо!».
Colady: И вас это, наконец убедило?
Алла: Да, мне очень повезло. Получается, что и в этом тоже элемент удачи и везения, что меня окружали и окружают люди, которые в меня верят, говорят мне какие-то нужные и важные слова, вдохновляют, дают мне веру в себя. Во многом благодаря этому всё тогда и сложилось.
Colady: То есть, вам пришлось преодолеть этот комплекс через действие? Просто сделать и понять, что всё не так уж и плохо?
Алла: Да, через действие и через любовь к своей профессии. Я настолько обожаю быть на сцене, и настолько мне нравится это перевоплощение в другого человека, что и тогда, в роли Кончиты я ощутила это блаженство.
А когда ты уже один раз что-то сделаешь, сыграешь какую-то роль, то приходит, наконец, уверенность, что ты находишься на своём месте, имеешь на это право.
Тем более что сам мэтр Марк Захаров (на тот момент руководитель театра «Ленком») доверил мне эту роль и сказал потом хорошие, тёплые слова. После этого я как-то почувствовала и поняла, что, действительно, «имею право»!
Colady: И комплекс маленькой девочки ушёл навсегда?
Алла: Сейчас этого комплекса уже, конечно, нет, мне всё-таки 39 лет, но есть другие. Например, каждый раз, начиная работу над какой-то ролью, я не уверена – получится у меня сделать эту роль или нет. Поэтому я просто по наитию стараюсь себя «отпустить», прислушаться к своим внутренним ощущениям и смотреть, как мой организм сам что-то предложит.
Colady: Какое главное качество в вас как в актрисе, которое помогает в профессии?
Алла: Интуиция, непосредственность, то, что я заранее ни к чему себя не готовлю. Конечно, я умею разобрать роль. У меня был очень хороший педагог Римма Солнцева, которая как раз на этом делала акцент и говорила мне, что, если интуиция не сработала, то можно разложить роль по «полочкам» и, даже, несмотря на молчание внутреннего голоса, всё равно сыграть её блестяще.
Но пока у меня есть эта интуиция, и я ощущаю, в каком направлении двигаться, а организм при этом всё сам делает – и это, наверное, главное для меня.
Colady: В вашей жизни был ужасный случай, когда на вас напали, после этого остался шрам и впоследствии у вас было такое гипертрофированное ощущение, что все вокруг только и смотрят на этот шрам. Как вам удалось справиться с этой непростой ситуацией?
Алла: И здесь с полной уверенностью можно сказать, что судьба меня уберегла. Хорошо ещё, что не было более тяжёлых последствий – ведь нападавший мог меня вообще убить.
Colady: Как это всё произошло?
Алла: Я просто шла днём из магазина, держала в руках пакет, в котором был гель для душа и ещё какие-то мелочи. Вдруг в подъезде незнакомый молодой человек напал на меня и нанёс несколько ударов ножом – в лицо, в шею и два следующих намечались в живот. Удар пришёлся на гель для душа, который я держала в руках, и, собственно, это меня и спасло.
Colady: И как вы смогли оправиться от всего этого? Какие были последствия?
Алла: Где-то год я вообще отказывалась от съёмок в кино, закрывала волосами половину лица. Я видела этот шрам, и мне казалось, что он выглядит слишком некрасиво и что все люди смотрят только на него и ничего, кроме него, не видят. И что сниматься в таком виде просто невозможно.
А потом режиссёр Владимир Попков снял меня в своём фильме «Мой личный враг», в котором есть похожая сцена, где на меня нападают в подъезде, и я через съёмки как-то заново прожила эту ситуацию и меня немного «отпустило».
Colady: А эти съёмки произошли через какое время после случившегося?
Алла: Через год. Я целый год ходила со всем этим в душе, мне всё время хотелось плакать, так как я видела в зеркале этот шрам и на меня сразу наваливались воспоминания того, как это происходило.
Меня постоянно преследовали какие-то негативные образы, мне казалось, что за мной кто-то идёт. Но после того как отыграла эту ситуацию в фильме и прожила её заново, стало как-то полегче.
Colady: Что ещё помогло справиться?
Алла: У меня ещё было много работы, а когда ты не концентрируешься на каких-то своих отрицательных мыслях, а занят делом, то негатив отходит на второй план. К тому же у меня ещё и группа музыкальная появилась.
Colady: И существует до сих пор?
Алла: Да, группа «Девушкин сон». Кстати, недавно была презентация диска «Мой Байконур». Мы его писали очень медленно, в течение многих лет, а сейчас взяли паузу для отдыха и адаптации новой программы.
Теперь хотим исполнять не только электронную музыку, но и использовать живые инструменты, поэтому нужно всё переосмыслить, выбрать композиции и подготовиться к следующему концерту. Но я не певица и я не пою, а интонирую и таким образом немного приоткрываю завесу своей внутренней жизни.
Colady: Может ли актриса по характеру быть скромной или все актрисы в принципе любят быть в центре внимания?
Алла: Человек в жизни и человек в роли – это разные люди. Скромная актриса надевает на себя маску, например, какой-то кокетки, но в жизни она не такая – когда она уходит со сцены, она становится собой. Это магия перевоплощения. В тот момент, когда она играет роль, она ничего не стыдится, у неё нет никаких комплексов. Но в жизни она не пойдёт дополнительно привлекать к себе внимание.
Colady: А вы бы себя назвали скромной?
Алла: С людьми, с которыми я недостаточно знакома, я довольно скромная, интеллигентная, держусь в какой-то степени «на расстоянии» и даже могу показаться немного зажатой. Но с теми, кто меня знает, я другая.
И мне нравится ходить на разные мероприятия! Например, есть актёры, которые стесняются, не любят к себе повышенного внимания, поэтому никуда особо не ходят. А мне нравится «выходить в свет», общаться, то есть в этом смысле у меня нет комплексов!
Colady: Спасибо за роль учительницы математики Ирины Снегиревой в ироничном детективном сериале о приключениях трёх подруг (сериал «Погоня за тремя зайцами», «Убийство на троих»,«Три лани на алмазной тропе» и другие по мотивам детективов Натальи Александровой).
Этот сериал очень часто повторяют по телевидению и, как это ни парадоксально, он абсолютно не надоедает. Очень хочется продолжения! Оно будет?
Алла: Мы очень ждём, что нам его предложат, но пока продюсеры не планируют снимать продолжение. Говорят, что очень хороший рейтинг был по Москве и Санкт-Петербургу, а по регионам не так много людей его смотрело и поэтому снимать, по критериям продюсеров, невыгодно. Но мне про этот сериал зрители постоянно пишут, и мы всё-таки надеемся, что продолжение когда-нибудь будет!
Colady: Правда, что ваша экранная дружба трёх подруг, занимающихся детективными расследованиями, ровно в таком же составе – вы, актриса Юлия Такшина и актриса Екатерина Копанова — перешла в такую же дружбу и в реальной жизни?
Алла: Да, мы очень хорошо дружим. Общаемся, придумываем какие-то поводы для встреч. Женская дружба определённо существует!
Colady: Конечно, эти вещи нельзя сравнивать, но всё же. Если вам придётся выбирать, что это будет – кино или театр? Где больше ощущается лёгкость бытия?
Алла: Абсолютный приоритет — театр. К тому же, с театром существует первичный договор. И, хотя мне достаточно много предлагают сниматься, мне приходится отказываться, так как есть спектакли, репетиции в театре. То есть театр всё-таки первичен.
Но сниматься в кино я тоже очень люблю! Всё люблю! Поэтому могу сказать, что, несмотря на то, что приходится много работать, для меня это всё легко, а лёгкость бытия — это, прежде всего, ощущение себя на своём месте в этой жизни. Но эта лёгкость с помощью определённой работы всё же должна быть хорошо подготовлена!