Японская система воспитания детей — 6 советов родителям от мудрецов Страны восходящего солнца
В младенчестве ребёнок неотрывен от тела родителей. В детском возрасте его отлучают от тела, но не отпускают руку. В годы юности – отпускают руку, но не выпускают из поля зрения. В период молодости ребёнок исчезает из поля зрения, но не исчезает из сердца.
Почему система воспитания детей в Японии привлекает внимание?
Одной из отличительных черт народов этой страны является крайняя толерантность к верованию других. Японцы не доказывают и не отрицают чью-то веру, а сами себя относят к двум религиям одновременно. Любую вещь наделяют божеством, чтят традиции, очень суеверны.
Японцы не проявляют знаков внимания на публике, в их культуре прослеживаются признаки коллективизма.
Жители великой экономической державы и одной из самых развитых стран мира с поразительно высоким уровнем жизни, с самого рождения воспитываются по системе, на которой выросло не одной поколение. Некоторые страны активно заимствуют методики их развития, другие, наоборот, выражают сомнение и непонимание.
Рассмотрим основные особенности воспитания детей в Стране восходящего солнца.
Возможно, вас также заинтересует: Синтоизм – во что верит Страна Восходящего Солнца
1. Нерушимая связь матери с ребёнком
Когда в семье рождается ребёнок, то всё внимание первое время приковано только к нему. С этим сейчас не поспорит никто. Но в Японии это «первое» время длится до 5 лет.
Как и во многих странах, мама уходит в отпуск по уходу за ребёнком. В России в этот период женщины активно занимаются не только младенцем, но и собой. Могут работать, встречаться с друзьями, оставлять малыша с няней или бабушкой/дедушкой.
В Японии же за подобный образ жизни женщину сочтут эгоисткой. Несмотря на то что в Японии есть ясли для детей от 3-х месяцев, не принято отрывать ребёнка так рано от матери.
В Японии мама и ребёнок – это единое целое. В этот период создаётся нерушимая связь, которая закладывает доверие, уважение и любовь между ними.
Читайте также: Рождение и воспитание детей на Руси в 10-15 веках: какие обряды проходили новорождённые и что умели делать отроки к 14 годам
2. Маленький император
Вплоть до 5 лет родители относятся к ребёнку, как к императору. Ему ничего не запрещают, а лишь предупреждают о последствиях действий (может быть больно, горячо, плохо). Но если ребёнок всё-таки ударился, то мать винит только себя.
Мама находится всегда рядом, мгновенно реагирует на плач малыша, укладывает спать с собой и кормит по малейшему требованию.
Увидеть плачущего малыша в Японии – редкость.
Такая «вседозволенность» не только создаёт у ребёнка ощущение, что он любимый и хороший, но и способствует уменьшению капризов, снижению дефицита внимания и формирует стрессоустойчивость.
3. Социализация
В детском саду каждые полгода меняются воспитатели, и происходит так называемая перетасовка состава группы. Такая методика нацелена на улучшение социализации ребёнка и развитие коммуникабельности.
Во многих других странах родители обеспокоены тем, что их ребёнок не может найти общий язык с другими детьми. В Японии же подобная практика позволяет ребёнку не только получить возможность общения с большим количеством других детей, но и найти друзей.
Частая смена воспитателей, по мнению японских учёных, необходима для того, чтобы дети не привыкали к одному педагогу. Если с одним воспитателем отношения у ребёнка не сложились, то с другим они могут быть вполне дружелюбными. Такой подход не позволяет формировать у ребёнка заблуждение о том, что взрослые его могут не любить.
Читайте также: Советы педагога по воспитанию ребёнка от 0 до 18 лет без криков и наказаний
4. Не выделяйся
В Японии не принято сравнивать детей друг с другом. Педагог или учитель не выделяет лучших и не ругает худших. Все дети равны. Действует принцип «не выделяйся».
Главной задачей детского сада является не образование, а привитие чувства коллективизма. Ребёнка учат в первую очередь быть частью общества и интересы группы или коллектива выходят на первый план.
В школе детей учат нести ответственность за свои поступки, приучают к труду. Приоритет отводится дисциплине, послушанию, подобающему внешнему виду и подчинению правилам и порядкам.
5. Гендерное воспитание
Воспитание мальчиков и девочек имеет ряд существенных отличий.
Мальчики – это будущие мужчины, добытчики, опора для семьи. После школы они занимаются в разных кружках или ходят на дополнительные занятия. Так их заранее приучают к труду. Ключевым в воспитании будущих «самураев» является умение преодолевать трудности и быть готовым защищать свою семью.
Девочки же, наоборот, могут проводить свободное время с подружками. Они будущие хранительницы очага и на первом месте для них работа по дому: готовка, стирка, уход за детьми и прочее.
В Японии не приветствуется быть бизнесвумен и стараться построить карьеру. Эта роль отводится сильной половине.
6. Одиночество – худшее наказание
Крепкая связь с матерью и принадлежность к какой-либо группе являются самым ценным в жизни японца. Худшая кара для них – это оказаться отчуждённым или отдалённым.
Родители не повышают голоса на детей и для них недопустимы телесные наказания.
Самым жестоким для них является быть высмеянным, быть не таким, как все среди группы или лишиться внимания отца или матери.
Японская педагогика направлена в первую очередь на воспитание человека, который способен слаженно работать в коллективе. Это является необходимым условием жизни в стране.
Что вы думаете о такой системе воспитания детей? Делитесь своим мнением в комментариях!
Комментарии
С некоторыми пунктами абсолютно согласен, а некоторые моменты мне не по нраву, но могу отметить, что в этом есть мудрость, которую и нужно передавать детям.
Это какую силу воли надо иметь, чтобы не повышать голос) Я видела детей в Росси , воспитываемых по этой методике. Ну это оторвы просто, так и хочется дать пинка под зад)). Или у нас родители извращают все или общество другое и дети по-другому все воспринимают, но вседозволенность приводит к наплевательскому отношению детей к Обществу, вещам. И на замечания эти дети не реагируют.
А потом после 5-ти лет все меняется. Что же происходит с психикой ребенка? все можно и вдруг — нельзя…
в каждой избушке свои погремушки
Мы уже сталкивались с уравниловкой и чувством коллективизма в советское время. К сожалению в большинстве случаев это приводит к отрицательным результата. «Когда выступающий гвоздь забивают» не дают настоящим талантам развиваться и растворяют их в коллективе.В каждом обществе есть лидеры и есть те кто следует за ними.Японских детей лишают борьбы за существование за первенство. Настоящий коллектив это борьба коллектив это .Среда делает из человека человека .Жизнь это не теплица или казарма.
Cегодня больно много талантов.Шкурность,низость,бессовестноть
Написал комментарий,а ему не нашлось места.С вам все понятно